ДЕБАТЫ РСМД
Разворот к Китаю состоялся?
2 эксперта
-----------------
2 мнения
ДЕБАТЫ РСМД
Разворот к Китаю состоялся?
2 эксперта
-----------------
2 мнения
Юрий Кулинцев
аспирант Центра изучения стратегических проблем СВА и ШОС Института Дальнего Востока РАН
Вита Спивак
координатор программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги

Юрий Кулинцев
аспирант Центра изучения стратегических проблем СВА и ШОС Института Дальнего Востока РАН
Политические договоренности лучше всего укрепляют торгово-инвестиционные контракты, подтверждающие серьезность намерений двух стран. Договорная база российско-китайских отношений, которая наращивалась в течение многих лет, позволила в 2015 г. заключить рекордное количество крупных торгово-инвестиционные контрактов, срок реализации которых займет не одно десятилетие.
Разворот на Восток и, прежде всего к Китаю, который мы сейчас наблюдаем, стал результатом стратегического выбора России, основы которого были заложены еще в 2001 г. с подписанием Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. Потребовалось более 10 лет, чтобы министр иностранных дел России мог выступить с заявлением о том, что российско-китайские отношения вышли на лучший этап развития за всю историю двусторонних отношений. Еще в 2011 г. лидеры России и Китая озвучили амбициозную цель — вывести товарооборот между двумя странами на уровень 200 млрд долларов к 2020 г. В 2013 г. в Послании Федеральному Собранию президент России четко дал понять, что восточный вектор развития нашей страны является доминирующим не только на ближайшую, но и на отдаленную перспективу. Введенные после событий на Украине 2014 г. ограничительные политические и экономические меры лишь стимулировали развитие нашего сотрудничества с Китаем, но никак не были их первопричиной.

Очевидно, что поворот к Китаю — это не голословные заявления и не сиюминутная тенденция, сложившаяся под воздействием внешних обстоятельств, а долгосрочный выбор и выверенная позиция нашего политического руководства, которое видит Восточно-Азиатский регион как один из центров многополярного мира.
Китай — политический и экономический союзник России на Востоке. Беспрецедентно высокая частота официальных двусторонних встреч лидеров России и Китая, (в 2014 и 2015 гг. В. Путин и Си Цзиньпин провели десять официальных встреч) продемонстрировала обоюдную заинтересованность стран друг в друге. Премьер Госсовета КНР назвал Китай и РФ стратегическими партнерами, отношения которых не зависят от международной политической обстановки. Обе страны сближает общий взгляд на необходимость сохранения миропорядка, установленного после Второй мировой войны, в котором главенствующая роль принадлежит ООН. Из постоянных членов СБ ООН Китай единственный проявляет себя как надежный партнер России, который занимают схожую позицию по важнейшим вопросам международной повестки. Стратегическая координация действий и взаимодействия на политической арене неоднократно проявлялись, например, в момент голосования по сирийской резолюции в 2012 г., когда обе страны воспользовались своим правом вето, не поддержали они и проект резолюции о создании международного трибунала по крушению Boeing в Донбассе летом 2014 г., совместно выступили против внесения в повестку дня СБ ООН необъективных трактовок ситуации в области прав человека в Северной Корее.

Политические договоренности лучше всего укрепляют торгово-инвестиционные контракты, подтверждающие серьезность намерений двух стран. Договорная база российско-китайских отношений, которая наращивалась в течение многих лет, позволила в 2015 г. заключить рекордное количество крупных торгово-инвестиционные контрактов, срок реализации которых займет не одно десятилетие. Например, в мае 2014 г. был подписан Договор на поставку российского газа в Китай по «восточному маршруту» со сроком реализации 30 лет. По итогам майского визита Си Цзиньпина в Москву было подписано 32 документа, углубляющих всеобъемлющее партнёрство и стратегическое взаимодействие двух стран, среди которых Соглашение о поставках газа по «западному маршруту», а также сделано совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути». В ходе сентябрьского визита В. Путина в Пекин подписано еще 29 двусторонних документов. Подписанию подобных политических соглашений предшествует длительная экспертная работа, которая исключает возможность их использования в качестве декларативного слогана. В данном случае политические договоренности представляют собой практическое обоснование стратегии России в отношении Китая. В своем большинстве эти договоренности дают старт новым проектам в рамках долгосрочного торгово-экономического сотрудничества двух стран.


Голосовать


Вита Спивак
координатор программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги
Ожидания России от разворота к Китаю оказались завышенными. В 2015 г. товарооборот между нашими странами упал почти на 30%, а суммарные инвестиции Китая в российские проекты так и остались на уровне 1% от всех вложений Пекина за границей. Главные китайские банки, за исключением Банка развития Китая и Экспортно-импортного банка Китая, дорожат своим бизнесом на Западе и не торопятся давать российским компаниям кредиты.
О «развороте к Китаю» государственные СМИ активно заговорили весной 2014 г. — вскоре после присоединения Крыма и введения первых санкций против России. Символом нового курса стал майский визит Владимира Путина в Шанхай, а главным «поворотным» моментом — долгожданное соглашение между «Газпромом» и CNPC о поставках газа на сумму $400 млрд. Вскоре после этого исторического визита многие представители российской элиты начали называть рынок КНР альтернативой европейскому, как, например, это делал глава «Газпрома» Алексей Миллер на форуме в Сочи. Появилась Российско-Китайская Межправительственная комиссия по инвестиционному сотрудничеству во главе с Игорем Шуваловым — уже четвертый формат взаимодействия с КНР на уровне вице-премьеров. Многие чиновники и бизнесмены стали активно искать связанные с Китаем должности и звания, российские «мозговые центры» начали объявлять о проектах по изучению крепнущей дружбы с Китаем, а государственные СМИ начали ее неутомимо воспевать.

Помимо активно развивавшегося и до событий на Украине политического сотрудничества, суть «разворота к Китаю» можно свести к желанию Москвы увеличить поставки углеводородов и другого сырья в Китай, а также найти там заемный капитал для пострадавших от санкций компаний. Однако задача оказалась непростой. В Москве решили активироваться в том направлении, которое не было приоритетным более двух десятилетий и сильно уступало европейскому.
Позитивные результаты у нового курса были. Среди них можно назвать закрытие сделок по приобретению китайскими инвесторами 10% акций «СИБУРА» и 9,9% «Ямал СПГ», подписание в мае 2015 г. декларации о сопряжении Евразийского экономического союза и китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути». Зато памятный договор «Газпрома» и CNPC не столь однозначен, хотя именно он и ознаменовал «разворот». В нынешних условиях соглашение вызывает много вопросов, особенно относительно рентабельности проекта для России.

В целом же спустя два года можно признать: ожидания России от разворота к Китаю оказались завышенными. В 2015 г. товарооборот между нашими странами упал почти на 30%, а суммарные инвестиции Китая в российские проекты так и остались на уровне 1% от всех вложений Пекина за границей. Главные китайские банки, за исключением Банка развития Китая и Экспортно-импортного банка Китая, дорожат своим бизнесом на Западе и не торопятся давать российским компаниям кредиты. Исключения вроде недавней линии «Газпрому» от Bank of China общей картины не меняют. Разочарование Москвы видно хотя бы по географии поездок президента Владимира Путина. В 2015 г. он не поехал не только на Восточноазиатский саммит, который игнорирует с самого момента вступления России в этот престижный клуб, но и на саммит АТЭС.

«Разворот к Китаю» не стал стратегией по двум причинам: отсутствие экспертизы в госаппарате и госкомпаниях, наличие которой позволило бы избежать завышенных ожиданий и упростило бы взаимодействие, а также стремление развивать партнерство с Китаем для решения политических задач. Китайские же инвесторы действуют, прежде всего исходя из своих экономических интересов и не собираются вкладываться в рискованные проекты. Консерватизм китайских «друзей» в отношении России объясняется простым набором причин: снижением цен на сырье, отсутствием четких правил игры, большим количеством рисков и уменьшающимися ожиданиями. Обещания дружбы и «всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» пока не дали экономических результатов, на которые надеялись в Кремле. Поэтому от «разворота на Восток» в Москве стали потихоньку отходить. По крайней мере, это словосочетание уже гораздо реже звучит с высоких трибун. Ведь отбросить слоган явно проще, чем придумать работающую стратегию.

Голосовать
Голосование