За время своего первого президентского срока Хасану Рухани удалось добиться реализации ядерной сделки и восстановления экономики Ирана. Тем не менее сегодня Хасану Рухани предстоит решать новые задачи и выполнять новые обязательства. Какие основные социальные и экономические преобразования должны быть проведены в стране во время его второго президентского срока? Удастся ли Ирану укрепить свои позиции на международной арене? Каким выглядит будущее взаимоотношений Ирана с США и Россией? Руководитель Центра исследования России Тегеранского университета и член Научного совета Иранского института изучения Евразии Джахангир Карами делится своими взглядами на будущее страны.
Какие социально-экономические проблемы предстоит решать президенту Рухани в первую очередь?
Избирательная система Ирана устроена таким образом, что ключевыми задачами органов власти страны являются обеспечение максимального участия граждан в выборах, полноценное отражение позиции регионов и привлечение поддержки правительства со стороны большинства избирателей. Иран пользуется значительным влиянием на Ближнем Востоке, и для сохранения этой репутации ему следует поддерживать стабильность на национальном уровне. Новое правительство Ирана, которое было сформировано по результатам всенародного голосования, обладает широкими возможностями для принятия необходимых мер, но ему, безусловно, придется столкнуться и с самыми разнообразными проблемами.
Одна из таких проблем — структура распределения власти в Иране. В Иране полномочия президента ограничены, и, согласно конституции страны, часть властных структур и институтов не подчиняется президенту и действует самостоятельно. Еще одна проблема связана с многочисленными экономическими трудностями, с которыми сталкивается Иран. Правительства страны безуспешно пытались бороться с зависимостью от экспорта нефти на протяжении многих лет — как до Исламской революции, так и в последующие годы. Серьезнейшей социально-экономической проблемой, стоящей сегодня перед Ираном, является безработица. Следует отметить и ряд существенных экологических проблем в стране, а также тот немаловажный факт, что в экономике Ирана в последние годы наблюдалась относительная стагнация, для выхода из которой требуются иностранные инвестиции. Несмотря на то, что после заключения ядерной сделки приток этих инвестиций в страну начал расти, он пока не принес ожидаемых результатов и не привел к резкому подъему экономики.
На региональном уровне правительству приходится противостоять подрывной деятельности саудитов, конкуренции со стороны Саудовской Аравии и действиям коалиции, созданной для борьбы с Ираном. Иран — один из участников сирийского кризиса, который должен войти в число приоритетных дипломатических и внешнеполитических задач, стоящих на повестке дня нового правительства.
Серьезную проблему представляют собой действия администрации Дональда Трампа, склонного занимать сторону Саудовской Аравии, когда речь заходит о ближневосточной проблематике. В отличие от Барака Обамы, который пытался добиться регионального баланса за счет обеспечения участия Ирана, Дональд Трамп намерен лишь создавать новые трудности — будь то реализация ядерной сделки или его участие в ближневосточных конфликтах, включая в первую очередь сирийский кризис.
На прошедших выборах иранцы проголосовали за изменения и открытость внешнему миру. Каким образом этот выбор меняет позиции Исламской Республики на международной арене?
Переизбрание Х. Рухани свидетельствует о том, что Иран следует тому же курсу, который был выбран страной в 2013 г. Тем самым народ Ирана еще раз подтвердил свою приверженность принципам умеренности и конструктивного взаимодействия с внешним миром, а также заявил о стремлении снизить давление со стороны международного сообщества и добиться снятия санкций. Приход Рухани к власти на второй срок способствует улучшению репутации Ирана в глазах мировой общественности и правительств тех стран, которые заинтересованы в международном мире и стабильности. Однако реакция США на результаты выборов была чрезвычайно отрицательной. Заявления Дональда Трампа на эту тему отвечают интересам Саудовской Аравии и свидетельствуют о том, что администрация США заинтересована исключительно в получении кратковременной финансовой выгоды, а не в поддержании демократии, мира и стабильности.
Можно ли ожидать того, что какие-то направления во внешней политике Рухани будут пересмотрены во время его второго президентского срока?
Новое правительство сосредоточит внимание на решении региональных проблем. Во время работы предыдущего правительства основная задача заключалась в урегулировании ядерной проблемы и заключении соглашения об отмене международных санкций. Правительство пыталось снизить уровень международного давления на экономику страны, одновременно используя ядерную сделку в качестве основы для регионального сотрудничества и международных отношений. Разумеется, новое правительство будет прилагать все усилия для улучшения отношений в регионе, снижения давления на региональном уровне и, что особенно важно, для поиска решений, которые позволили бы урегулировать региональные проблемы, наиболее серьезной из которых сегодня является сирийский кризис. Новое правительство также намерено сократить разрыв, возникший в регионе в результате действий коалиции арабских стран и Запада, которые дорого обошлись властям и народам разных стран региона и способны перерасти в настоящую религиозную войну.
Во время предвыборной кампании Хасан Рухани выражал готовность вступить в прямые переговоры с США. С какими трудностями может столкнуться президент при попытке осуществления этого намерения?
Определение внешнеполитического курса Ирана выходит за рамки полномочий президента, поскольку на нем лежит лишь часть ответственности за принятие решений в области внешней политики страны. Как показывает опыт последних сорока лет, вопрос ирано-американских отношений носит чрезвычайно сложный и противоречивый характер. Отношения между двумя странами во многом зависят от внутренних проблем США и Ирана, а также от ситуации в странах, которые являются региональными партнерами обоих государств. Поэтому их быстрое урегулирование не представляется возможным. Ни одно американское или иранское правительство не в состоянии найти быстрое решение для этих проблем и начать какие бы то ни было легитимные переговоры на эту тему.
В настоящее время правительство США заняло жесткую позицию в отношении Ирана и, по сути, заблокировало все каналы взаимодействия с ним, заняв в региональных вопросах сторону Саудовской Аравии. В то же время я не склонен к излишнему пессимизму, поскольку, как показывает опыт, в мире дипломатии возможно все. Даже в этих обстоятельствах президент Рухани может пойти по пути дипломатических переговоров с США по региональным вопросам и попытаться предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации. Однако это возможно лишь в том случае, если ему удастся добиться общенационального согласия и убедить граждан в правомерности такого подхода — в первую очередь путем взаимодействия с Высшим руководителем Ирана. Трудности во взаимоотношениях Ирана и США негативно отражаются не только на этих двух государствах, но и на их региональных партнерах, и обе стороны могут сделать выбор в пользу логики смягчения этих негативных последствий. Разумеется, все это возможно лишь при условии, что США пересмотрят свою двойственную политику по отношению к терроризму и откажутся от поддержки террористов в регионе.
Переизбрание Хасана Рухани совпало с визитом Дональда Трампа в Израиль и Саудовскую Аравию. Каким образом антииранские заявления Трампа, сделанные им в Эр-Рияде, повлияют на выстраиваемую избранным президентом внешнеполитическую повестку?
Разумеется, позиция администрации Д. Трампа окажет значительное влияние на отношение правительства Ирана к Вашингтону и будет во многом определять его восприятие США. Это имеет большое значение по целому ряду причин. Во-первых, данная позиция лишь укрепит общий негативный настрой властных структур Ирана по отношению к США. Во-вторых, она будет играть на руку сторонам, которые выступают за ужесточение переговоров с США, и усилит их аргументацию по поводу неприемлемости поведения Вашингтона. В-третьих, это приведет к ограничению всех практических возможностей и каналов для любых форм взаимодействия. Следовательно, подобные заявления не только противоречат интересам США и стран региона, но и осложняют положение дел в целом. Разумеется, даже если бы Д. Трамп руководствовался интересами собственной страны, ему не следовало бы проводить подобную политику в отношении Ирана, особенно в период президентских выборов. Создается впечатление, что эта позиция американского правительства во многом была сформирована под влиянием еврейского лобби и политики Саудовской Аравии.
В марте, меньше чем за два месяца до президентских выборов в Иране, состоялся официальный визит президента Рухани в Москву. Владимир Путин также стал одним из первых глав государств, поздравивших Хасана Рухани с победой. Есть ли основания надеяться на расширение политического сотрудничества между Россией и Ираном?
Взаимоотношения между Ираном и Россией всегда входили в число стратегических вопросов, включавшихся в повестку дня всех правительств Ирана, начиная с 1989 г. Итогом послания, направленного имамом Хомейни в адрес Михаила Горбачева, и визита покойного аятоллы Хашеми Рафсанджани в Москву стало заключение соглашения о сотрудничестве между Тегераном и Москвой. Основанием для такого соглашения стало наличие ряда общих интересов у Ирана и России по широкому кругу тем. Предыдущий состав правительства под руководством президента Рухани предпринимал попытки расширить взаимоотношения с Россией. К счастью, за последние четыре года удалось добиться серьезных успехов и заложить прочные правовые, юридические и институциональные основы для развития двусторонних отношений с Россией. Международные факторы, препятствовавшие укреплению отношений обеих стран, в частности экономические санкции, введенные СБ ООН в отношении Ирана, наконец были устранены, и нынешняя тенденция дает все основания надеяться на лучшее.
Тегеран предпринимает попытки сотрудничества с Москвой по вопросам, связанным с Центральной Азией и Афганистаном, Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и обеспечением стабильности и безопасности в регионе. Он также стремится продолжить диалог и организацию технических встреч между обеими странами в целях достижения соглашения по Каспийскому морю, урегулировать проблемы в кавказском регионе при помощи трехсторонних механизмов, которые использовались в последние два года для разрешения конфликта в Нагорном Карабахе, и, наконец, совместными усилиями решить вопросы, касающиеся взаимодействия и транспортировки по международному коридору «Север — Юг».
Иран также продолжит сотрудничать с Москвой по вопросам, касающимся Ближнего Востока в целом и сирийского кризиса в частности. В дальнейшем взаимоотношения между Ираном и Москвой могут выйти на принципиально новый уровень, поскольку обе страны имеют множество общих интересов по широкому кругу двусторонних, региональных и международных вопросов. Они также разделяют мнение о необходимости дальнейшего укрепления многополярности международной системы и предотвращения попыток сохранения международной системы, ориентированной исключительно на защиту западных интересов. Разумеется, при этом не следует закрывать глаза и на разногласия между государствами, касающиеся, например, сирийского кризиса и перспектив урегулирования.
Благодарим за помощь в подготовке интервью Никиту Смагина, главного редактора портала «Иран сегодня».