Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Спасти священную корову: переговоры о российско-индийском военно-техническом сотрудничестве

16 Ноября 2017
Распечатать
Поделиться статьей


Караваев Максим Владимирович, 3МО, Аналитический центр Negotiation Club НСО МГИМО, специализация – Индия.

9 ноября «Коммерсант» рассказал о разгорающемся скандале, опасном для «священной коровы» российско-индийского военно-технического сотрудничества. В газете сообщалось, что российская сторона обеспокоена допуском американских военных специалистов на индийскую атомную подводную лодку Chakra (проект 971И «Варшавянка») вопреки условиям лизинга. [1] Хотя эксперты не считают инцидент опасным для ВТС двух давних партнёров, он заставляет задуматься о будущем российского оружия на одном из самых перспективных рынков Азии.
Важность темы подтверждается планирующимся визитом российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, которому предстоит сгладить острые углы военного сотрудничества. Каковы же эти болевые точки и насколько они опасны для российских оружейников?
Конкуренция
Визит американских военных специалистов на АПЛ Chakra, последовавший за посещением авианосца Vikramaditya (бывший российский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков») – часть новой политики администрации Дональда Трампа в Южной Азии. Риторика госсекретаря Рекса Тиллерсона в Нью-Дели говорит о готовности к расширению «стратегического партнерства» с Индией даже ценой охлаждения с традиционным союзником, Пакистаном. [2] Задача США: создать мощный противовес Китаю в регионе, а также заручиться поддержкой в Афганистане.
«Стратегическое партнёрство» предполагает среди прочего и поставки американского вооружения в Индию. Приобретение американской продукции, хотя и дорогостоящей, вполне отвечает интересам Индии, стремящейся к диверсификации поставок. Конкуренцию на рынке создает и Европейский союз: в 2016 году Франция выиграла тендер MRCA на 36 истребителей Raphale. [3] Кроме того, важными игроками на индийском рынке становятся Германия и Израиль. [4]
Однако внимательное изучение военного бюджета Индии подсказывает, что страна пока не готова к масштабным закупкам дорогостоящей продукции на Западе. Рост бюджета на 5,6% в основном произошёл за счёт повышения заработной платы военнослужащих и пенсий, в то время как расходы на вооружение возросли всего на 0,22%. [5] Кроме того, на индийском рынке Россия обладает преимуществом, недоступным западным партнёрам Нью-Дели: российские предприятия готовы к участию в амбициозной программе Make in India. [6] Размещение производства на территории Индии и совместные разработки отвечают интересам правительства Нарендры Моди, стремящегося к созданию рабочих мест и снижению зависимости от внешних поставщиков. Таким образом, едва ли стоит ожидать кардинального изменения характера российско-индийского военно-технического сотрудничества в ближайшем времени ввиду усиления конкуренции.
Флот
Специалисты утверждают: инцидент с АПЛ Chakra значительно осложнит переговоры о лизинге ещё одной атомной субмарины. Российскую сторону волнуют вопросы секретности, поэтому чёткое следование букве соглашений станет одним из пунктов на декабрьских переговорах. Стоит отметить, что в вопросе подводных лодок все козыри на руках у российской стороны. Активность китайских ВМС в Жёлтом море и заказ Пакистаном в КНР 8 неатомных подводных лодок может нарушить военно-морской паритет, столь необходимый Нью-Дели. Для защиты западного побережья, обеспечивающего 90% объёма внешней торговли и основу импорта энергоносителей [7], Индия остро нуждается в наращивании подводных сил, и поэтому будет готова на cсерьёзные уступки ради российских кораблей. Индийская военно-морская доктрина [8] нацелена на создание боеспособного океанского флота, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов делает Россию незаменимым партнёром.
Авиация
Предполагается, что в ходе декабрьского визита Дмитрию Рогозину предстоит также ускорить подписание договора о поставке дополнительных 48 вертолётов Ми-17Б-5. Здесь едва ли стоит ожидать больших сложностей, так как Индия ввиду возросшей напряжённости на северо-востоке остро нуждается в вертолётах, увеличивающих боеспособность войск в горной местности. Обладающие большой грузоподъемностью неприхотливые российские вертолеты сейчас крайне необходимы индийской армии для противостояния возросшей китайской угрозе.
Наиболее трудным пунктом в переговорах может оказаться российско-индийское сотрудничество в разработке истребителя пятого поколения (FGFA), начатого еще в 2007 году. В октябре «Рособоронэкспорте» опровергли сообщение о том, что взаимодействие с Индией в этой сфере прекращено. Давление американской стороны, стремящейся вывести на индийский рынок истребитель F-35, может быть компенсировано готовностью России к трансферту технологий. Примером такого трансферта служит договорённость о создании совместного предприятия «Indo-Russian Helicopters Private Limited» компаниями «Вертолёты России», «Рособорнэкспорт» и индийской HAL. Предполагается, что организация займётся выпуском вертолётов Ка-226Т в Бангалоре. Возможно, кроме чисто оборонных интересов, взаимодействие с Россией может привлечь Индию и с точки зрения будущего экспорта вооружений. Не исключено и создание устойчивых производственных цепочек, соединяющих оборонные предприятия двух стран и увеличивающих конкурентное преимущество.
Проблемы с доверием
Однако при всех прагматических и коммерческих выгодах ВТС Индии и России осложняется сближением последней с Китаем и опосредованно с Пакистаном. Рост военных контактов с Поднебесной, а также готовность к поставкам для Исламабада ведут к ожидаемой негативной реакции Нью-Дели. В условиях сохранения напряжённости в Кашмире и угрозы Бутану и северо-восточным штатам со стороны Китая Индия болезненно воспринимает такой поворот России. Сложность ситуации отмечается и в совместном докладе фонда имени Вивекананды и РСМД. [9] Невнимание и недостаточная гибкость могут привести к ослаблению позиций России на индийском рынке вооружений. В ходе декабрьских переговоров Дмитрию Рогозину необходимо кроме сглаживания всех локальных противоречий по закупкам и разработкам вернуть пошатнувшееся доверие.


Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся