Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 49, Рейтинг: 2.57)
 (49 голосов)
Поделиться статьей
Любовь Шишелина

Д.и.н., заведующая отделом исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН, эксперт РСМД

28 августа 2017 г. в Будапеште состоялась встреча В. Путина и В. Орбана, однако в СМИ повестка переговоров была освещена достаточно слабо. С зимы 2009–2010 гг. встречи глав государств носят регулярный характер, и в 2017 г. президент России уже во второй раз посещает Венгрию.

Вероятно, стороны обсудили последние детали переговоров по контракту крупнейшего для Венгрии энергетического проекта «Пакш», а также вопросы сотрудничества в области сельского хозяйства. Встреча может иметь и стратегическое значение — стремление Москвы продемонстрировать свою готовность к союзническим отношениям со странами Центральной Европы. Визит В. Путина также важен в рамках предвыборных интересов В. Орбана — российский фактор играет значимую роль во всех избирательных кампаниях Венгрии.

Прошедшие 28 августа 2017 г. переговоры В. Путина и В. Орбана можно назвать «встречей предположений», поскольку в венгерской прессе их повестка была освещена слабо. В российских СМИ, в свою очередь, упоминались лишь традиционные темы двустороннего сотрудничества — энергетика, сельское хозяйство. Тем не менее небольшое внимание в прессе не уменьшает значимости встречи: возможно, мы становимся свидетелями нового формата общения лидеров России и Венгрии.

Венгрия стала первой страной, которую В. Путин посетил после введения антироссийских санкций в 2014 г. С зимы 2009–2010 гг. встречи глав государств носят регулярный характер. В 2017 г. это уже вторая поездка В. Путина в Венгрию (первая состоялась 2 февраля 2017 г.).

Визит президента состоялся по приглашению Международной федерации дзюдо и премьер-министра Венгрии В. Орбана. Вероятно, президент России одновременно воспользовался этой встречей и для того, чтобы обсудить последние детали переговоров по крупнейшему для Венгрии энергетическому проекту «Пакш». Такой вывод можно сделать на основе того, что церемонию открытия 31-го Чемпионата мира по дзюдо, на которой присутствовали В. Путин и В. Орбан, также посетил влиятельный венгерский предприниматель и председатель совета директоров крупнейшего венгерского OTP Банка Шандор Чани.

Энергетическое сотрудничество России со странами Центральной Европы представляется чрезвычайно актуальным. Сегодня государства региона испытывают на себе негативные последствия реализации политики «Восточного партнерства» ЕС, которую они усиленно поддерживали. После начала украинского кризиса транзит энергоресурсов через Украину стал снижаться. В связи с открытием «Северного потока» и строительством «Южного потока» центральноевропейские государства из «входных ворот» для энергоресурсов на территорию ЕС превратились в конечных получателей российской продукции. И сегодня перед ними встает актуальный вопрос — по каким ценам они будут получать ресурсы.

Встреча может иметь и стратегическое значение. 6 июля 2017 г. президент США Д. Трамп нанес визит в Варшаву, где выступил с практически программной речью. Символично, что именно в Варшаве 10 июля 1989 г. Дж. Буш-старший произнес речь, положившую начало новой политике Запада в Восточной Европе. Учитывая, что российско-польское сотрудничество сейчас находится на неудовлетворительном уровне, Москве необходимо реагировать на такие действия. Не исключено, что одной из целей визита В. Путина было стремление показать, что Россия также поддерживает отношения со странами региона. Встреча в Венгрии — удачная возможность для такой демонстрации, а также для начала выработки стратегии отношений со странами Центральной Европы, которая отсутствует в Концепции внешней политики Российской Федерации.

В. Путину было важно показать, что есть страны, с которыми у России, несмотря на санкции, активно развиваются отношения и реализуются совместные проекты.

Особое значение встреча приобретает в контексте предстоящих выборов: в 2018 г. в России состоятся президентские выборы, в Венгрии — парламентские. Вероятно, В. Путину было важно показать, что есть страны, с которыми у Москвы, несмотря на санкции, активно развиваются отношения и реализуются совместные проекты. Визит В. Путина имеет серьезное значение и в рамках предвыборных интересов В. Орбана. В Венгрии российский фактор играет большую роль во всех избирательных кампаниях уже на протяжении 25–30 лет. Если раньше связи с Россией имели скорее негативный эффект, то со временем сотрудничество с Москвой стало играть на повышение рейтинга политических лидеров и их партий.

Существует вероятность, что В. Орбан вновь займет пост главы правительства. В Венгрии очень слабая оппозиция. Потерпев поражение на выборах 2010 г., она до сих пор не смогла выдвинуть реального лидера, а ее электорат уменьшается. С мая по июнь 2017 г. рейтинг партии В. Орбана «Фидес» поднялся на 1%. Сегодня, по предварительным опросам, за нее свои голоса готовы отдать 48% населения Венгрии. Вопрос заключается в том, получит ли эта партия в третий раз конституционное большинство, то есть две трети мест в парламенте, позволяющие принимать решения конституционного характера. Если партия получит простое большинство, она сможет сформировать правительство, однако для решения вопросов стратегической важности, ей придется с кем-то договариваться. Найти партнеров для достижения этой цели, кроме традиционных союзников — Христианско-демократической народной партии, ей будет не просто.

orbanputin2.jpg
zazadveg.hu

На двустороннее сотрудничество стран определенное влияние оказали антироссийские санкции. Однако утверждать, что они серьезно отразились на экономическом положении двух стран, было бы неверно. К тому же Россия проводит относительно гибкую политику и импортирует продукцию из открытых для экономических связей стран, в том числе из Венгрии. Неслучайно в ходе переговоров В. Путина и В. Орбана было сказано, что в 2017 г. товарооборот стран вырос на четверть.

Существует мнение, что Венгрия и Словакия могут выступить против антироссийских санкций, однако это маловероятно. Несмотря на то что лидеры двух стран понимают, что сотрудничество с Россией придает им определенный вес в Европейском союзе, в текущей ситуации они вряд ли отклонятся от общеевропейского курса. Кроме того, Брюссель с осторожностью наблюдает за странами региона, особенно в связи с участившимися с их стороны высказываниями относительно собственных национальных интересов.

Комментарий получен по телефону.

Оценить статью
(Голосов: 49, Рейтинг: 2.57)
 (49 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся