Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Группа видных членов и сторонников Панъевропейской Рабочей группы по сотрудничеству в Большой Европе, в которую входят бывшие министры иностранных дел и обороны, а также высшие должностные лица России, Великобритании, Турции, Польши, Германии, Италии и Финляндии, призвала руководство стран евроатлантического региона остановить дальнейшее раскручивание нисходящей спирали в отношениях между Россией и Западом и эффективно управлять рисками путем повышения стабильности в сфере безопасности.

Отмечая серьезность ситуации, члены Рабочей группы предупреждают, что она чревата военной конфронтацией между Россией и Западом — как умышленной, так и ненамеренной. Отдавая себе отчет в том, что рассчитывать на скорое улучшение отношений не приходится, они считают, что стабилизация ситуации требует общей приверженности всех стран евроатлантического региона отказу от применения силы, более осторожного и сдержанного подхода к наращиванию военного потенциала и активного использования возможностей контроля над вооружениями и укрепления доверия.

Пятый позиционный документ Рабочей группы проекта «Будущее Большой Европы»

Группа видных членов и сторонников Панъевропейской Рабочей группы по сотрудничеству в Большой Европе, в которую входят бывшие министры иностранных дел и обороны, а также высшие должностные лица России, Великобритании, Турции, Польши, Германии, Италии и Финляндии, призвала руководство стран евроатлантического региона остановить дальнейшее раскручивание нисходящей спирали в отношениях между Россией и Западом и эффективно управлять рисками путем повышения стабильности в сфере безопасности.

Отмечая серьезность ситуации, члены Рабочей группы предупреждают, что она чревата военной конфронтацией между Россией и Западом — как умышленной, так и ненамеренной. Отдавая себе отчет в том, что рассчитывать на скорое улучшение отношений не приходится, они считают, что стабилизация ситуации требует общей приверженности всех стран евроатлантического региона отказу от применения силы, более осторожного и сдержанного подхода к наращиванию военного потенциала и активного использования возможностей контроля над вооружениями и укрепления доверия.

Лица, подписавшие Позиционный документ, призвали политическое и военное руководство стран евроатлантического региона согласиться, пусть даже имплицитно, с четырьмя основными положениями:

1. Война между Россией и НАТО не может быть выиграна и никогда не должна быть развязана, и любые попытки достичь политических целей путем угрозы силой или ее применением обречены на провал.

2. Любые попытки получить решающее военное преимущество в Европе или любом из ее регионов путем разработки или развертывания новых систем вооружений окажутся, в конечном итоге, бессмысленными, поскольку другие страны будут принимать ответные меры.

3. Неуправляемая и нерегулируемая система отношений на базе политики устрашения порождает серьезные риски, повышающие вероятность непреднамеренной эскалации.

4. Отсутствие взаимовыгодного соглашения о стабилизации отношений негативно скажется на реализации основных национальных приоритетов каждой из стран, таких как экономическое развитие и социальное благополучие.

Исходя из этого, в Позиционном документе сформулированы следующие рекомендации:

— При принятии решений о новых вооружениях и их развертывании необходимо соизмерять возможные плюсы с тем, как эти действия скажутся на усилении напряженности в Европе.

Принимая решения о закупке вооружений и развитии потенциала вооруженных сил, странам надлежит руководствоваться принципами сдержанности и разумной оборонной достаточности.

— Соблюдать обязательства по взаимной сдержанности, предусмотренные Основополагающим актом Россия-НАТО.

И Россия, и НАТО увеличили свой потенциал устрашения, но до сих пор избегали полномасштабного усиления военной мощи и использования всех возможностей по наращиванию вооруженных сил. Отправной точкой в стабилизации отношений в сфере безопасности, позволяющей избежать негативного сценария, может быть заслуживающее доверия подтверждение приверженности основным принципам и обязательствам по взаимной сдержанности, закрепленным в Основополагающем акте НАТО-Россия 1997 года.

— Сохранять и выполнять в полном объеме существующие соглашения в области контроля над вооружениями и укрепления доверия.

Позиционный документ подчеркивают ценность существующих договоров и соглашений, включая Договор о РСМД, Новый договор по СНВ, многосторонний Договор по открытому небу, а также политически обязывающих мер по укреплению доверия, таких как Венский документ, и подтверждают свою озабоченность сообщениями об их несоблюдении. По мнению ряда членов Рабочей группы, Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) по-прежнему не утратил своей актуальности.

— Изучить возможность заключения новых соглашений о контроле над вооружениями.

Европейская безопасность выиграла бы от обсуждения новых мер по контролю над вооружениями, например, заключения соглашений об ограничении систем стратегической противоракетной обороны, высокоточных неядерных ракет, эффект от которых сопоставим с ядерным оружием, возможностей нанесения киберударов, использования беспилотных ЛА, размещения оружия в космосе.

Инициировать всестороннюю экспертную дискуссию об условиях стратегической стабильности в Европе.

В качестве отправной точки Рабочая группа рекомендует шире привлекать экспертное сообщество к разработке концепции многосторонней стратегической стабильности для Европы. Она включает формулирование военных доктрин и основных принципов использования обычного и ядерного оружия, поддержание военного баланса, вопросы проведения стратегических киберопераций и применения других некинетических наступательных сил и средств, которые могут иметь стратегические последствия.

Наконец, Рабочая группа отметила, что помимо стабилизации противостояния приоритетное значение должно уделяться налаживанию на долгосрочной основе стабильного диалога о будущем европейской системы безопасности.

Позиционный документ подписали следующие члены Рабочей группы:

  • Десмонд Браун, член Палаты лордов, бывший министр обороны Великобритании (Великобритания) (сопредседатель Рабочей группы);

  • Игорь Иванов, бывший министр иностранных дел России, президент Российского совета по международным делам, член-корреспондент РАН (Россия) (сопредседатель Рабочей группы);

  • Адам Даниэль Ротфельд, бывший министр иностранных дел Польши (Польша) (сопредседатель Рабочей группы);

  • Оздем Санберк, бывший постоянный заместитель министра иностранных дел Турции, бывший главный советник премьер-министра Турции по внешней политике, бывший директор Организации международных стратегических исследований (Турция);

  • Малкольм Рифкинд, бывший министр иностранных дел и обороны Великобритании(Великобритания);

  • Фолькер Рюэ, бывший министр обороны ФРГ (Германия);

  • Анатолий Торкунов, Ректор Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России (МГИМО), академик РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (Россия);

  • Анжела Кейн, бывший Высокий представитель ООН по вопросам разоружения (Германия);

  • Поль Килес, бывший министр обороны Франции (Франция);

  • Анатолий Адамишин,  президент неправительственной организации «Ассоциация евро-атлантического сотрудничества», бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (Россия);

  • Тарья Кронберг, бывший депутат Европейского парламента (Финляндия);

  • Алексей Громыко, директор Института Европы РАН (Россия);

  • Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития (ИНСОР), Член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (Россия);

  • Энтони Брентон, бывший посол Великобритании в России;

  • Виталий Журкин, Почетный директор Института Европы РАН, академик РАН (Россия);

  • Хикмет Четин, бывший министр иностранных дел Турции (Турция);

  • Руслан Гринберг, научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН (Россия);

  • Клаус Витман, бывший генерал бундесвера, старший научный сотрудник Института Аспена (Германия).

Свои подписи под Позиционным документом поставили также следующие участники заседания Рабочей группы в мае 2017 года:

  • Карло Трецца, бывший спецпредставитель по разоружению и нераспространению, бывший председатель Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ) (Италия);

  • Унал Чевикёз, бывший посол Турции в Великобритании, Ираке и Азербайджане, бывший председатель Генеральной Ассамблеи Международной морской организации (Турция);

  • Карстен Фойгт, бывший правительственный координатор германо-американских отношений  в Федеральном министерстве иностранных дел, бывший председатель Парламентской ассамблеи НАТО (Германия);

  • Артем Мальгин, проректор Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России (МГИМО) (Россия).

Управление «холодным миром» между Россией и Западом. Пятый позиционный документ Рабочей группы, 111 Кб


Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. У проблемы Корейского полуострова нет военного решения. А какое есть?
    Восстановление многостороннего переговорного процесса без предварительных условий со всех сторон  
     147 (32%)
    Решения не будет, пока ситуация выгодна для внутренних повесток Ким Чен Ына и Дональда Трампа  
     146 (32%)
    Демилитаризация региона, основанная на российско-китайском плане «заморозки»  
     82 (18%)
    Без открытого военного конфликта все-таки не обойтись  
     50 (11%)
    Ужесточение экономических санкций в отношении КНДР  
     18 (4%)
    Усиление политики сдерживания со стороны США — модернизация военной инфраструктуры в регионе  
     14 (3%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся