Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Эрнест Чернухин

Специальный координатор МИД России по вопросам политического использования информационно-коммуникационных технологий

4 февраля 2019 г. в РСМД состоялся последний, четвертый, семинар третьего цикла двустороннего проекта с Королевским объединенным институтом оборонных исследований (RUSI). Темой заключительного семинара стало обеспечение информационной безопасности двух стран, поиск общих проблем и способов их решения. Представляем тезисы выступления Специального координатора МИД России по вопросам политического использования информационно-коммуникационных технологий Эрнеста Чернухина на семинаре.

4 февраля 2019 г. в РСМД состоялся последний, четвертый, семинар третьего цикла двустороннего проекта с Королевским объединенным институтом оборонных исследований (RUSI). Темой заключительного семинара стало обеспечение информационной безопасности двух стран, поиск общих проблем и способов их решения. Представляем тезисы выступления Специального координатора МИД России по вопросам политического использования информационно-коммуникационных технологий Эрнеста Чернухина на семинаре.

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, хотелось бы поблагодарить Российский совет по международным делам за организацию этого семинара и за предоставленную возможность обменяться мнениями по чрезвычайно актуальному вопросу — будущему многостороннего диалога по международной информационной безопасности (МИБ).

Сегодня есть весомый повод «стартовать» на оптимистичной ноте. Хотелось бы выделить, прежде всего, ряд ключевых внешнеполитических достижений на треке МИБ по итогам 2018 г.

Во-первых, после годичной паузы восстановлен ооновский трек дискуссии по МИБ. Это означает, что вновь заработает главная многосторонняя переговорная площадка, на которой будет обсуждаться весь спектр проблем, связанных с обеспечением безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Можно сказать, что тем самым международному сообществу удалось достойно отметить двадцатилетие дискуссии по МИБ в ООН. В прошлом октябре ей исполнилось двадцать лет — вопросы МИБ были впервые включены в повестку дня ООН в 1998 г. по российской инициативе. Символично, что именно в год юбилея удалось принять прорывные решения, нацеленные на реальное укрепление МИБ. Их главная задача — защитить интересы всех стран в цифровой сфере, вне зависимости от того, на каком уровне технологического развития они находятся.

В декабре прошлого года Генеральная Ассамблея ООН одобрила выдвинутую Россией совместно с более чем 30 соавторами резолюцию «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Ее поддержало подавляющее большинство государств. Пользуясь случаем, хотели бы еще раз поблагодарить соавторов и сторонников российского документа.

Во-вторых, наша резолюция открывает новый этап в глобальной дискуссии по МИБ. Речь идет о целом ряде исторических новаций в этой сфере, одобренных Генассамблеей ООН. Прежде всего, это первоначальный свод из 13 правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информпространстве. По сути, это первые в истории «правила дорожного движения» в цифровой сфере. Их смысл — заложить основу мирного взаимодействия государств в ней, обеспечить предотвращение войн, конфронтации и любых агрессивных действий.

Например, в этом перечне такие принципиально важные положения как обязательства использовать ИКТ исключительно в мирных целях, соблюдать в информпространстве принцип государственного суверенитета, сотрудничать в борьбе с применением ИКТ в преступных и террористических целях, предотвращать распространение скрытых вредоносных функций в ИТ-продукции (т.н. «закладок»).

Кроме того, в первоначальном своде норм зафиксированы следующие принципы:

— любые обвинения в злонамеренном использовании ИКТ должны быть доказаны;

— государства не должны использовать посредников для злонамеренного применения ИКТ;

— ООН должна играть ведущую роль в международной дискуссии по МИБ.

— суверенитет государств и международные нормы и принципы, проистекающие из суверенитета, применяются к осуществлению государствами деятельности, связанной с ИКТ, и к их юрисдикции над ИКТ-инфраструктурой, расположенной на их территории;

— государства несут главную ответственность за поддержание безопасной и мирной ИКТ-среды.

Этот список целиком основан на положениях докладов Групп правительственных экспертов ООН (ГПЭ) по МИБ 2013 и 2015 гг., а также резолюциях ГА ООН. То есть, по сути, это обобщение многолетнего ооновского опыта по выработке правил ответственного поведения государств в информпространстве.

В-третьих, мы вплотную подошли к этапу реальной демократизации переговорного процесса по МИБ в ООН, придания ему открытого, инклюзивного и прозрачного характера.

В этих целях в ООН впервые создается рабочая группа по МИБ открытого состава (РГОС). Это означает, что в ее работе смогут участвовать все без исключения государства — члены ООН. Мы твердо убеждены, что эпоха «клубных» договоренностей прошла и что сегодня все страны, вне зависимости от уровня их технологического развития, имеют право принимать прямое участие в переговорах по МИБ в ООН и влиять на принятие решений. Каждый голос важен и должен быть учтен. Лишь таким образом можно заложить основу справедливого и равноправного миропорядка в цифровой сфере.

РГОС будет уполномочена рассматривать весь спектр вопросов обеспечения МИБ. Особое внимание она должна уделить дальнейшей работе над нормами, правилами и принципами ответственного поведения в информпространстве, вопросам применимости в нем международного права и наращиванию цифрового потенциала развивающихся стран. Такой мандат переговорная структура ООН по МИБ получает впервые. Группа открытого состава позволит каждой стране внести свой вклад в обсуждение этих тем и принятие соответствующих решений.

Кроме того, повышается сам статус дискуссии по МИБ в ООН. В отличие от традиционной ГПЭ ООН по МИБ, РГОС — это полноценный орган Генассамблеи ООН, который может вырабатывать и рекомендовать государствам-членам любые документы, вплоть до проектов международных договоров.

Новым элементом мандата РГОС является изучение возможности организации регулярного институционального диалога с широким кругом участников под эгидой ООН. Проще говоря, РГОС должна рассмотреть варианты создания постоянно действующей переговорной структуры по МИБ в ООН.

В нашей резолюции впервые предусмотрен механизм межсессионных консультаций РГОС с негосударственными игроками — бизнесом, неправительственными организациями и научным сообществом для обмена взглядами по вопросам, входящим в мандат группы. Это даст возможность подключить их к дискуссии по принципиально важным аспектам использования ИКТ.

Безусловно, недоумение вызывает то, что против этих прогрессивных идей, поддержанных всеми остальными государствами, коллективно выступили западные страны, прежде всего США и члены ЕС. Это, как минимум, странно на фоне их активности в плане обвинений в киберагрессии других государств. По логике, эти страны должны быть более других заинтересованы в развитии открытой и честной дискуссии по МИБ в ООН и выработке конкретных решений.

Четвертое — это то, что в ГА ООН впервые запускается в качестве отдельного трека дискуссия по проблематике противодействия информационной преступности. Это стало возможным благодаря принятию ГА ООН российской резолюции «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях». Мы благодарны всем государствам (а их около 100), которые оказали поддержку нашему документу. Ключевая задача этой инициативы — запуск широкой и транспарентной дискуссии по противодействию информпреступности, поиск и формулирование ответов на один из наиболее актуальных вызовов современности. Надеемся на максимально продуктивный диалог по этой теме в ООН.

Наконец, пятое — начиная с этого года, дискуссия по МИБ в ООН будет проходить не в одном, а в двух форматах. Несмотря на то, что Россия не поддержала соответствующий проект американской резолюции, мы с большим позитивом относимся к возрождению «родной» для нас ГПЭ ООН по МИБ (которая, как и весь ооновский трек, изначально была инициирована Россией). Причина очень проста: мы считаем, что тематика МИБ объективно «переросла» рамки узкой экспертной группы и должна обсуждаться с привлечением всех государств, что отвечало бы духу и самой ООН. Вместе с тем не видим никаких препятствий для продуктивной работы РГОС и ГПЭ в параллели.

Для нас важно, чтобы она выстраивалась в комплементарном, неконфронтационном, конструктивном и основанном на сотрудничестве ключе. На наш взгляд, надо стремиться к гармонизации усилий на обеих площадках. Для этого необходимо, чтобы дискуссия на них должна быть неполитизированной и прагматичной, а ее результаты — взаимодополняющими, а не конкурирующими.

Именно с такими предложениями мы обратились к американской стороне в конце прошлого года через посольство США в Москве. Наша цель — договориться о конструктивной организации переговорного процесса в описанном выше русле. К сожалению, в ответ из Вашингтона мы пока получили лишь традиционное молчание.

Хотелось бы сделать неконфронтационность и взаимодополняемость лозунгом работы РГОС и ГПЭ. В случае если одна из групп будет тянуть одеяло на себя, могут быть сведены на нет все многолетние переговорные усилия по теме МИБ в ООН и даже полностью заблокирован прогресс на этом направлении с разводом участников «по разным лагерям» на долгие годы. Хотели бы подчеркнуть, что это не тот результат, которого ждет от РГОС и ГПЭ Россия. Мы нацелены на продуктивный и спокойный разговор, итогом которого станет выработка конкретных решений по созданию основ глобальной системы МИБ, а в более широкой перспективе — укрепление мира в цифровом мире.

В этой связи вынуждены констатировать, что российско-британские отношения, обладающие большим потенциалом в сфере противодействия неправомерному использованию информационного пространства, находятся на ненадлежащем уровне, продолжая стагнировать. Сотрудничество же в сфере высоких технологий может являться одним из залогов успеха развития любого государства в цифровую эпоху. Вместе с тем Российская Федерация в сфере обеспечения МИБ традиционно проводит многовекторную политику и не собирается в случае отсутствия политической воли партнёров навязываться кому-либо в плане запуска и продвижения двустороннего сотрудничества.

Спасибо за внимание.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся