Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 3.55)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Нелидов

Преподаватель кафедры востоковедения МГИМО МИД России, научный сотрудник Центра японских исследований Института востоковедения РАН, эксперт РСМД

Перед Россией, Японией и США в Северо-Восточной Азии стоят одни и те же угрозы безопасности, наиболее острой из которых является ядерная проблема Корейского полуострова.

Несмотря на недавние положительные изменения, нет никаких гарантий, что для этой проблемы будет найдено долгосрочное решение. Еще одним серьезным вызовом для всех трех держав становится необходимость адаптации к росту влияния Китая. Дополнительно осложняет ситуацию в регионе ухудшение отношений России с США и их западными союзниками. Тем не менее, несмотря на различия в повестках национальной безопасности, у России, Японии и США имеются существенные совпадающие интересы, и сотрудничество в рамках таких интересов может быть выгодным как для каждой из трех стран, так и для региона в целом.

Перед Россией, Японией и США в Северо-Восточной Азии стоят одни и те же угрозы безопасности, наиболее острой из которых является ядерная проблема Корейского полуострова.

Несмотря на недавние положительные изменения, нет никаких гарантий, что для этой проблемы будет найдено долгосрочное решение. Еще одним серьезным вызовом для всех трех держав становится необходимость адаптации к росту влияния Китая. Дополнительно осложняет ситуацию в регионе ухудшение отношений России с США и их западными союзниками. Тем не менее, несмотря на различия в повестках национальной безопасности, у России, Японии и США имеются существенные совпадающие интересы, и сотрудничество в рамках таких интересов может быть выгодным как для каждой из трех стран, так и для региона в целом.

Практические рекомендации

В целях сохранения мира, безопасности и стабильности в Северо-Восточной Азии с точки зрения треугольника «Россия-Япония-США» рекомендуются следующие шаги:

1. В том, что касается корейского вопроса и развития событий в краткосрочной перспективе, России следует поощрять и поддерживать любые попытки диалога между Пхеньяном, Сеулом и Вашингтоном. В свете неизменно нестабильной ситуации и склонности как американского, так и северокорейского лидеров к провокационным и потенциально опасным действиям, нельзя упускать ни единого шанса на примирение.

2. Если диалог с Северной Кореей докажет свою состоятельность, США должны приложить все усилия для перехода от двустороннего формата переговоров между лидерами двух стран к многостороннему и более формализованному формату.

Так, например, имеет смысл рассмотреть возможность возвращения к шестисторонним переговорам, которые при этом могут получить какое-то иное название. Еще одной возможностью является создание принципиально нового формата с другими участниками, в число которых по-прежнему будут входить основные заинтересованные страны региона, включая Россию и Японию.

3. США и Россия должны приложить все усилия для того, чтобы разорвать порочный круг недоверия, обвинений, давления и угроз, который постепенно ухудшает отношения между странами, но для того, чтобы добиться такого результата, потребуется политическая воля обеих сторон. Как минимум, Москва и Вашингтон не должны допустить, чтобы подобная негативная динамика отразилась на их будущем сотрудничестве по вопросам безопасности в Северо-Восточной Азии.

4. Потенциальное возобновление переговоров по корейскому вопросу должно использоваться как возможность для наращивания диалога между Россией и США, с тем чтобы в перспективе этот адресный формат превратился во всеобъемлющую региональную рамочную систему коллективной безопасности.

5. Существующие многосторонние форматы, такие как Саммит стран Восточной Азии или «Группа двадцати», необходимо как можно активнее использовать в целях расширения сотрудничества по актуальным вопросам безопасности.

6. Для закрепления результатов российско-японского сближения и перевода этого процесса в плоскость безопасности Москве и Токио следует принять дополнительные меры по укреплению взаимного доверия. Такие меры могли бы включать в себя расширение обменов между военными структурами и правоохранительными органами двух стран, проведение совместных учений и расширение повестки встреч на высшем уровне путем включения в нее более широкого круга региональных вопросов.

7. Японии следует сохранять исключительно оборонительную направленность своей военной доктрины. Желание страны противостоять новым угрозам таким же образом, как и «нормальные страны», вполне понятно. Однако чрезмерные усилия в данном направлении способны привести к дилемме безопасности, при которой действия Токио могут запустить региональную гонку вооружений и, таким образом, не увеличить, а уменьшить безопасность страны.

8. Наконец, создание условий для превращения Китая в ответственную державу, готовую к сотрудничеству, должно стать одним из ключевых приоритетов всех заинтересованных стран региона. Перед США и Японией стоит задача прекращения попыток сдержать Китай или исключить его из диалога. Важно также оставаться открытыми к инициативам и законным требованиям Пекина. России же необходимо поддерживать существующие отношения дружбы и сотрудничества с Китаем, одновременно выдерживая разумную дистанцию и ни на словах, ни на деле не связывая себя обязательствами, которые могли бы превратить это сотрудничество в антиамериканский пакт. Привлекательность получения мощного союзника очевидна, однако в долгосрочной перспективе возвращение блокового мышления нанесло бы урон всему международному сообществу.

Региональная безопасность в Северо-Восточной Азии и треугольник «Россия – США – Япония», 1,4 Мб.

Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 3.55)
 (11 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какой исход выборов в Конгресс США, по вашему мнению, мог бы оказать положительное влияние на российско-американские отношения в краткосрочной перспективе?

    Ни один из возможных результатов не способен оказать однозначного влияния  
     181 (71%)
    Большинство республиканцев в обеих палатах  
     46 (18%)
    Большинство демократов в обеих палатах  
     27 (11%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся